Обзор виртуальных миров


В этой рубрике мы сделаем обзор отечественных проектов, которые нам известны на текущий момент. Опенсим- великолепная платформа для реализации идеи дистанционного образования, социальных сетей и решений для бизнеса в формате виртуальной реальности. Существуют различные коммерческие проекты, которые предоставляют услуги виртуальной коммуникации на базе различных модификаций платформы opensim, что особенно интересно. Эту рубрику можно охарактеризовать, как наш "путевой дневник", в котором отражены в основном личные впечатления, не претендующие на какую-либо объективность. Из некоторых образцов можно почерпнуть интересные идеи, либо просто познакомиться с принципами отличными от обычного opensim.

                                         Vacademia

Номер один в нашем списке, как действительно прекрасный образец образовательного виртуального мира. Для нас же он является вдохновителем в наших исследованиях механики и концептов создания 3-х мерных образовательных миров. Данный мир специализируется на создании виртуального образовательного пространства, как то аудитории, роскошные залы для проведения публичных лекций, семинаров и любых других обучающих мероприятий. Виртуальная академия предоставляет площадки педагогам, позволяя им преподавать дистанционно и работать со своими учениками лицом к лицу, как это происходит в реальности. Казалось бы, что концепция весьма незатейлива. Однако это лишь на первый взгляд. В действительности следует обратить внимание на богатейший инструментарий, который оказывается в распоряжении педагога. В первую очередь это презентационные доски, которые можно найти в инвентаре пользователя. В отличие от стандартного скриптового решения опенсим, когда чтобы загрузить презентацию, необходимо прежде экспортировать каждый кадр отдельно в формат изображения, затем импортировать в свой инвентарь, а потом в инвентарь доски. Довольно неудобно. Vacademia избавляет от этой нудной возни. Достаточно просто загрузить презентацию Power point непосредственно в презентационную доску! Конвертация происходит налету , пользователь даже не успеет понять, что именно произошло, как презентация оказывается заряжена в доску и готова к запуску!  Чтобы заострить внимание слушателей на деталях, можно использовать лазерную указку. По сути, это модифицированный луч воздействия, но выглядит эффектно и профессионально. Полезнейший инструмент. На этом чудеса не заканчиваются. На презентационных досках можно расшарить рабочий стол и устроить слушателям реальный мастер-класс. Присутствует система голосований, инструменты для создания тестов, стикеры, которые можно оставлять где угодно.  Гвоздем программы и основной инновацией является запись занятий в 3д режиме. Это значит, что все действо записывается как оно есть, а затем любой желающий может вернуться в прошлое, прослушать лекцию, посмотреть на тех , кто тогда присутствовал. Эдакий эффект "призрачной лекции". Естественно, что никто из присутствующих никак не будет реагировать на обращения к ним.  Если вам кажется, что это уже слишком, то добавьте к этому возможность общаться в скайпе, не выходя из мира. Скайп и аватары. Такое сочетание рвет шаблон о представлении концепции аватаров, которая включает некоторое дистанцирование от реальной личности, скайп же демонстрирует эту самую личность, срывая маски. Но больше, оно не меньше. Не нравится скайп-не пользуйся. Если это вообще скайп. Что-то на него похожее.Но можно устраивать телемост, когда изображение говорящего лектора будет транслироваться на доску. "Зачем же тогда аватары, почему бы не устроить то же самое просто в скайпе?"- спросит кто-то. А зачем люди пьют на брудершафт? В любом случае, реализация потрясающая. 

      Теперь о деталях. Во-первых регистрация. Выполнена великолепно и просто. Всякие недоразумения фактически исключены. Искать ее долго не приходится и никаких лишних данных вводить не требуется. Клиент предоставляется собственный, уже настроенный. Его остается скачать и ввести свои регистрационные данные-все, вы в игре. Отличная оптимизация. Работает практически на любом компьютере. Естественно, что соотношение графика-производительность машины остается. Клиент не занимает много места. Что не понравилось: обновление клиента. Клиент не даст вам спокойно жить, когда приходит время его обновлять. Табличка с напоминанием об обновлении станет членом вашей семьи. Но совсем не сложно просто выбрать опцию "обновить". Возможно, что наличие или отсутствие новых обновлений каким-то категорическим образом сказывается на работе клиента. Мы не проверяли. 

       О графике. Даже если выкрутить графику на максимум, существенных изменений картинки не происходит. Разве что появляются тени. Рельеф, блеск и прочее отсутствуют. То ли потому, что клиент не поддерживает материалы, то ли потому, что разработчики их просто не использовали в принципе, либо сам движок их не поддерживает- точно неизвестно. Но в защиту можно возразить, что крутая графика Far Cry здесь несколько неуместна, потому как это не экшен- стрелялка-гонка , а образовательная программа. К тому же, если учесть, что в большинстве учебных заведений РФ, впрочем как и по всему миру, стоит устаревшая техника со слабой видеокартой и низкой производительностью, то такая графика оправдана. Модельки аккуратны и вполне приятны глазу. Может и так. Однако все эти слова превратятся в оправдательный лепет, когда вы попытаетесь объяснить отсутствие уровня графики школьнику, избалованному современными играми.  

Аватары. Можно собрать себе аватара из отдельных частей, выбрать костюм, прическу. В отличие от Second Life, здесь отсутствует морфинг и количество частей хоть и велико, но ограничено. Другое дело, что люди здесь собираются не для валяния дурака и многочасовой настройки кавайных куколок, а для серьезной образовательной деятельности. Если есть мероприятие, есть и посетители. Нет мероприятий- никого чаще всего нет, как и везде, в принципе. Если в любых других мирах в таких случаях воцаряется мерзость запустения, то только не здесь. Здесь этот момент компенсируется возможностью просмотра записей былых занятий в 3д. Аватары умеют ходить, бегать и летать (?). Создавать примы , как-то модифицировать их у нас не получилось. Возможно, что этой функции просто нет. Зато можно загружать свои 3д модели совершенно бесплатно. У каждого пользователя есть свой участок. Бесплатный. Находится он вне основной карты, насколько можно понять. Но это не песочница. Все объекты, которые вы там разместите, там и останутся, ничего не пропадает. Наверное сюда можно приглашать своих гостей. Мы не пробовали. 

В заключение хочется пожелать успехов разработчикам в их нелегком деле. Эти ребята работают в поте лица, чтобы окончательный результат был достоин вашего внимания. Рекомендуем тьюторам и педагогам по любым дисциплинам. Официальный сайт проекта: http://vacademia.com/ 

                           Timvi

  Timvi от Avrorus- пожалуй самая уникальная платформа , какую нам только доводилось видеть. Если в других платформах угадывается родство с opensim, то здесь все выглядит совершенно иначе. При регистрации через официальный сайт вы получаете не только аватара, но и собственное личное пространство в виде огромного конференц-зала с кинотеатром и офисом. Бесплатный вариант позволяет подключиться к вашему участку еще двоим пользователям. При желании можно заказать платный аккаунт, тогда появляется возможность расширить аудиторию. Платформа направлена на реализацию дистанционного обучения, организацию курсов повышения квалификации, экскурсий, выставок и даже дистанционных консультаций психолога. Цели и задачи во многом определяют и возможности. В распоряжении пользователя арсенал презентационных экранов, лазерная указка, видео конференц связь, централизованный доступ к документам, с возможностью загрузки и скачивания файлов, синтез речи (озвучивание графического чата), screen sharing и многое другое. Визуальные информеры помогут в демонстрации видео, аудио, html, 3д панорам и изображений. 

Аватар и управление. Управление происходит с помощью мыши. Двойной клик на место заставляет аватара трусцой устремиться к выбранной точке. Поддерживаются материалы (рельеф, блеск, текстура).  

Благодаря этому чувствуется текстура кожи и полированная поверхность полов и столов, складки диванов и т.д. Аватар тоже выглядит неплохо. Впрочем, как и в большинстве виртуальных миров. Его можно собрать в редакторе аватаров, однако набор деталей совсем невелик. Но существует встроенный магазин, где скорее всего можно раздобыть дополнительные детали. 

Создавать примитивы нельзя. Что-либо импортировать и перемещать предметы у нас тоже не получилось. Наверное так задумано. Интерфейс клиента аскетичен и прост. Инвентарь тоже обнаружен не был. Клиент работает в крепкой связке с веб интерфейсом личного кабинета, куда можно загружать файлы, а затем размещать их в информерах. Признаться, у меня не получилось что-либо в них поменять. Однако удивила загрузка документов из терминалов, расставленных в различных частях локации. У аватара существует набор жестов: приветствие, согласие, несогласие, аплодисменты . Интересно устроено приближение экранов и информации с плакатов и картин. Справа экрана плавно выезжает плашка с контентом. Приятно. Клиент вообще визуально похож на флеш или что-то в этом роде. Все очень плавно и эстетично. Настроек особых нет и путаться тут не в чем. 

По возможностям можно сопоставить с Вакадемией, но по сути ни с чем нельзя сопоставить. Какая-то совершенно самостоятельная платформа. Отсутствие инвентаря с непривычки напрягает. Но как и в случае с Вакадемией стоит наверное заключить, что это просто такой концепт сима. Не для строительства, не для флирта или развлечений, а для работы. Зачем конференц связь с видео, когда есть аватары- по-прежнему трудно понять. Сделано все по высшему разряду, надо сказать. От всего веет качеством и вниманием к деталям.

Из субъективного. Timvi это первый виртуальный мир, с которым я познакомился пару лет назад на ВВЦ. Сотрудники компании провели для меня небольшую презентацию, которая привела меня в неподдельный восторг. До этого я такого никогда не видел. С этого момента виртуальные миры стали моим хобби и основным научным интересом. До сих пор храню их рекламный проспект. Когда начинал строить собственный сим, то старался повторить хоть что-то из того, что нарисовано на этом листке. Конечно реализовать все так качественно и удобно не получилось, но было очень интересно вникнуть в сам принцип. Официальный сайт проекта: http://timvi.com/

                           Triality

   Еще один отечественный проект, претендующий на оригинальность. В отличие от Vacademia не имеет какой-либо определенной направленности, возможно, что это связано с тем, что грид "тестовый" и предназначен для "тестирования программного обеспечения". Можно было бы легко обойти вниманием этот проект, однако его особенность заключается в том, что это отдельная модификация , которая, по словам разработчиков, не является собственно opensim, хотя и основывается на том же исходном коде. 

 

"Triality supports openmetaverse protocol and compatible with Second Life (client part) and OpenSimulator.

To see how it works , you can download the  Triality client and try it in our virtual environment. You can register your avatar in our virtual world via your profile."

 

   Triality заявлен на официальном сайте, как проект с открытым исходным кодом, однако дистрибутив открыто не распространяется. Составить какое-либо представление о проекте можно лишь из личного впечатления о работе в этой среде. Начнем с порога. Чтобы зарегистрироваться, нужно знать места. Это кажется парадоксально, но с официального сайта эту простую операцию произвести не удастся. До недавнего времени проект Horus Corpus являлся дистрибьютором  Triality, перенаправляя целевую аудиторию на страницу регистрации в местной "социальной сети".  Если вам захочется погулять по просторам Triality, то вы обязаны быть зарегистрированы в ней. Регистрация в социальной сети Triality позволит вам зарегистрировать своего аватара. Регистрация позволяет зарегистрировать. Данная система особо придется по вкусу тем, кто практикует йогу , жесткий цигун, либо просто мечтает исправить свою карму. На памяти автора этих строк был лишь один пользователь, который мужественно перенес все уровни страданий при регистрации в гриде, за что заслужил право быть канонизированным (-ой) еще при жизни.

   Клиент. В настоящий момент разработан специальный клиент для Triality "Silver shadow", который позволяет воспользоваться особыми преимуществами, вроде русскоязычных никнеймов и передачи документов инворлд. Клиент действительно отличается от всех прочих переработанной графикой и способностью воспринимать мешевые объекты, материалы и довольно интересную систему освещения. Клиент имеет огромное количество графических настроек. При входе через клиент не приходится искать строчки ввода данных- они сами вас найдут. В целом клиент представляется перспективным и активно разрабатывается талантливым программистом и директором проекта Виталием Чащиным . 

  О гриде. Сторонний наблюдатель, особенно через клиент Faerstorm или иные , кроме Shadow, не найдет ничего, что отличало бы Triality от обычного opensim. Все те же функции. Войс в наличии, сервис групп тоже. Коммерция, валюта и прочие плюшки отсутствуют напрочь. Так, невозможно даже передать часть земли в собственность своим друзьям. Поддерживаются материалы и есть возможность использовать свои карты блеска и рельефа. Грид выглядит заброшенным, однако несколько довольно плотно застроенных островов свидетельствуют о некогда бурной жизни. Что было, то прошло. В настоящий момент (весна 2015) Триалити представляет собой печальное зрелище. Посещаемость приближается к нулю, а кратковременный всплеск активности был слишком кратковременным. Текущей администрацией грида занимается некто Сергей Щербаков, известный в 3д мирах, в частности в Second Life, как Spin Sauber. Он взялся было за предоставление хостинга на платформе Триалити, но вскоре стал промышлять вымогательством у немногочисленных клиентов денежных средств, оказывая "техническую поддержку пользователю" языком нецензурной брани. Все это определило негативное отношение клиентов к самому проекту и оттолкнуло клиентов. Как позднее стало известно, Spin Sauber был забанен даже в Second Life. К сожалению, нам тоже пришлось столкнуться с негативной стороной, когда мы имели неосторожность доверить хостинг своего сима проекту Triality, потому многое из описанного можем подтвердить из личного опыта. 

Следует учесть, что Triality находится в постоянной разработке и не является чем-то законченным. Если не брать во внимание перечисленные недостатки, а сосредоточиться на достоинствах и потенциале, то Triality -это многообещающий проект, способный привнести множество новшеств в практику гридостроения. 

Проект переживает не лучшие времена в настоящий момент. Но это не отменяет перспективность самой разработки. Если вы полны энтузиазма и желания приобщиться к великим свершениям, то рекомендуем вам присоединиться к данному проекту: http://www.itriality.ru/oxwall/